Как выбрать игровой монитор в 2024
Принято считать, что качественные мониторы нужны для художников и графических дизайнеров, а геймеры могут обойтись самыми простыми и дешевыми дисплеями. В реальности это не так. Восприятие игр очень сильно зависит от того, как именно дисплей передает изображение. Более того, эффективность игрока в соревновательных матчах напрямую зависит от характеристик экрана. Поэтому к выбору монитора нужно подходить с той же тщательностью, с какой брать геймерский ПК.
Диагональ и разрешение
Картинка на современных мониторах строится при помощи пикселей – маленьких квадратиков, которые могут гореть тремя цветами: красным, зеленым и синим.
Количество пикселей определяет разрешение. Для простоты этот параметр записывается в виде умножения двух чисел или в виде короткой фразы:
- Full HD – 1920x1080;
- Quad HD или 2K – 2560x1440;
- Ultra HD или 4К – 3840x2160.
Чем выше разрешение, тем больше пикселей нужно отрисовать видеокарте. Это прямо влияет на ее производительность. Например, в Cyberpunk 2077 видеокарта NVIDIA GeForce RTX 4060 показывает на ультра-настройках графики без включения DLSS:
- 60 FPS в Full HD;
- 30 FPS в Quad HD;
- 15 FPS в Ultra HD.
Поэтому перед выбором разрешения для монитора сначала проверьте, а хватит ли мощности вашему графическому ускорителю.
Плотность пикселей
Многие думают, что чем выше разрешение экрана, тем четче и детализированнее картинка. На самом деле это не совсем так. Четкость и детализация зависят не только от разрешения, но и диагонали экрана.
Предположим, у нас есть два монитора с разрешением Full HD. У первого диагональ 24 дюйма, а у второго 32. Если мы поставим оба дисплея рядом, то увидим, что у модели с диагональю 24 дюйма картинка четче и детализированнее. Почему так происходит?
Все дело в плотности пикселей. У модели с диагональю 32 дюйма пиксели очень большие. Их количество на квадратный дюйм намного меньше, чем у модели с меньшей диагональю.
Поэтому правильнее говорить, что за четкость картинки отвечает плотность пикселей – параметр, который как раз зависит от разрешения и диагонали монитора. Он измеряется в количестве пикселей на квадратный дюйм (ppi).
Соотношение сторон
Соотношение сторон также называют форматом экрана. Эта характеристика говорит о соотношении между высотой и шириной дисплея. Она обозначается в виде деления двух чисел, например, 4:3, 16:9, 21:9 и так далее.
Сегодня самые популярные мониторы для игр имеют соотношение сторон 16:9. Именно такие дисплеи мы и рекомендуем к покупке. Мониторы с другими соотношениями часто не поддерживаются играми, особенно старыми. Картинка будет растягиваться в ширину, что выглядит некрасиво, или появятся черные полосы по краям дисплея. Эти же полосы вы увидите во время просмотра фильмов и видео на YouTube, так как все современные контент-мейкеры снимают в формате 16:9.
Мониторы с соотношением сторон 21:9 рекомендуется покупать не геймерам, а профессионалам, которые работают в программах с большим количеством инструментов. У таких приложений очень загруженные интерфейсы, и экранов 16:9 зачастую не хватает, чтобы удобно отобразить все нужные функции.
К тому же профессионалы часто делят мониторы с соотношением сторон 21:9 на две части. Слева они запускают одну программу, а справа другую. Это значительно упрощает и ускоряет работу. Очевидно, что геймерам подобная функция не нужна.
Также мониторы с соотношением сторон 21:9 имеют выше разрешение, а значит, вашей видеокарте придется отображать больше пикселей, что снизит частоту кадров в играх. Учитывая, насколько высокие системные требования у современных игр, лучше не терять производительность из-за формата экрана.
Частота обновления
За скорость смены кадров отвечает частота обновления – характеристика, которая измеряется в герцах (Гц).Большинство современных мониторов имеют частоту обновления 60 или 75 Гц. Этой скорости хватает, чтобы получить плавную картинку в играх, однако мы рекомендуем выбирать дисплеи с частотой обновления от 120 Гц. При такой скорости картинка будет еще плавнее, что даст значительное преимущество в динамичных играх, таких как Call of Duty: Warzone или DOOM Eternal. Вам будет намного легче наводить прицел на противников и контролировать отдачу во время стрельбы.
К тому же дисплеи с частотой обновления от 120 Гц ненамного дороже мониторов с меньшей герцовкой. Получить преимущество в играх, доплатив пару тысяч рублей, однозначно стоит.
Частота обновления и производительность ПК
Не забывайте, что мощности вашего компьютера должно хватать, чтобы отрисовать столько FPS, сколько герц может отобразить монитор. Например, если купить дисплей с частотой обновления 144 Гц, а мощности вашего ПК хватит только для отрисовки 60 FPS, то и на экране вы увидите всего 60 кадров, а не 144.
Другими словами, чтобы получить плавную картинку в игре, недостаточно купить монитор с высокой герцовкой. Мощности вашего ПК должно хватать, чтобы обеспечить в игре тот же FPS, что и частота обновления дисплея.
Однако это не значит, что перед покупкой монитора с высокой герцовкой нужно сначала бежать в магазин и брать самый мощный ПК. Одиночные проекты, такие, как и Starfield, Hogwarts Legacy и Red Dead Redemption 2, не отличаются высоким темпом геймплея. Им не нужна максимальная плавность, а потому и в 60 FPS они играются отлично. Высокая частота кадров нужна в соревновательных играх с высоким темпом геймплея. У них относительно невысокие системные требования.
Тип матрицы
Матрица – это главный элемент монитора, который состоит из пикселей и подсветки. Именно от нее зависит:
контрастность;
цветопередача;
пиковая яркость;
скорость отклика.
Сегодня популярны 3 типа матрицы:
VA;
IPS;
OLED.
Мониторы с VA матрицами самые недорогие, но при этом они обладают отличными характеристиками, лишь немного уступая IPS. Только в одном VA мониторы лучше IPS – в контрастности. Черные оттенки на VA дисплеях выглядят лучше, чем на IPS. Так что если ваш бюджет ограничен, можете смело рассматривать их к покупке.
Мониторы с IPS матрицами обладают лучшими характеристиками, поэтому мы рекомендуем к покупке именно их. Они стоят ненамного дороже VA дисплеев, так что доплатить пару тысяч рублей, чтобы получить лучшую картинку, однозначно стоит.
Мониторы с OLED матрицами стоят очень дорого, но они обладают лучшей контрастностью и пиковой яркостью. Это достигается за счет их уникальной конструкции: каждый пиксель на OLED дисплее является полноценным светодиодом, который полностью выключается, когда нужно отобразить черный цвет. Несмотря на очевидные преимущества, у этой конструкции есть 3 серьезных недостатка:
ШИМ;
выгорание;
недолговечность.
ШИМ – это мерцание, которое появляется при понижении уровня яркости. Многие геймеры к нему очень чувствительны. У них начинают болеть глаза, когда они долго сидят за OLED монитором. Избавиться от ШИМа можно только одним способом – выкрутить яркость на максимум, но тогда появляется другая проблема. У OLED дисплеев очень высокая пиковая яркость, и она может слепить геймера, из-за чего снова начнут болеть глаза.
Выгорание – это образование контуров объектов, которые не исчезают со временем. Чтобы лучше разобраться в вопросе, приведем пример. Предположим, что мы открыли на OLED мониторе картинку с белым фоном и красным квадратом по центру. Если мы оставим так дисплей на пару месяцев, то, вернувшись, увидим, что силуэты квадрата будут гореть на любой другой картинке и даже на рабочем столе Windows.
Это и называется выгорание. Чтобы его избежать, картинка на OLED мониторе должна постоянно меняться, но проблема в том, что это не всегда возможно. Например, у операционной системы Windows внизу находится панель задач, которая статичная и не двигается. Убрать ее можно, но тогда пользоваться ПК будет неудобно
OLED мониторы служат примерно 3-5 лет, а VA и IPS дисплеи 7-10 лет. То есть долговечность OLED экранов в 2 раза меньше, чем у VA и IPS.
Наличие крепления VESA
Подставки для мониторов занимают очень много места. Поэтому многие геймеры покупают специальные кронштейны или вешают экраны прямо на стену. Для этого мониторы должны иметь четыре отверстия на задней стороне, которые называются VESA креплениями. Если вы планируете избавиться от подставок, то они вам нужны.